г. Армавир, ул. Энгельса, 2/2

Гор. линия +7(988) 354 77 18

8(86137)2-20-34 (по организации мед. помощи)

+7(928)215-40-19 (Гор.линия COVID-19)

Контакт-центр:

8(86137)2-20-34

  • slide1
  • memory
  • 1banner
  • krugdobra
  • cmi e8a3b88f
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

1

О вреде курения знают абсолютно все подростки, в наше время
антитабачную пропаганду начинают вести еще с начальных классов.

Вот только количество подростков с сигаретой от этого не уменьшается. Согласно статистике, в нашей стране, как в прочем и за рубежом, уже к 13-14 годам больше половины школьников пробуют курить, причем примерно треть из них серьезно «подсаживается» на сигареты.
А ведь особое влияние курения на подростков сегодня является доказанным фактом, но, почему-то, это никого не останавливает.

Чем же отличается растущий организм от уже сформировавшегося и почему медики так опасаются подросткового курения.

Влияние табакокурения на подростковый организм.
Несмотря на то, что сами подростки в 12-16 лет считают себя вполне
взрослыми, их тело и нервная система еще сильно отличаются от
сформировавшегося организма.
В этом возрасте идет активное деление всех клеток, начинают «работать»
половые железы, идут «в рост» мышцы, кости и связки, увеличивается количество нервных связей, перестраиваются железы внутренней секреции – проходит полноценная перестройка организма.

Сигаретный дым содержит более 4000 различных химических соединений, большинство из которых в разной степени ядовиты. Многие из них не только разрушают клетки организма, но и запускают в них онкологический процесс. То есть, являются канцерогенами, по сравнению с которыми никотин, капля которого действительно способна убить лошадь – не слишком опасное вещество.

Перечислим наиболее известные компоненты табачного дыма в алфавитном порядке:

Акролеин – это компонент слезоточивого газа, который применяется для разгона демонстраций. Относится к первому классу химической опасности – то есть, крайне токсичное вещество.

Аммиак - входит в состав самых известных средств для чистки сантехники. Он же – один из провокаторов развития астмы.

Ацетальдегид – это то, во что превращается алкоголь в организме, приводя к его отравлению. Раньше использовался для производства клеев и смол для деревообрабатывающей промышленности. Сейчас ацетальдегид постепенно прекращают использовать, так как выяснилось, что он — канцероген.

Ацетон – сильный растворитель. Хорошо известен многим женщинам в качестве компонента жидкости для снятия лака. Способен раздражать слизистые глаз и носоглотки. При длительном воздействии повреждает печень и почки.

Бензол – органический растворитель, способный вызвать несколько видов рака, включая лейкемию.

Бензпирен – еще один представитель веществ первого класса опасности. Сильный канцероген, который накапливается в организме и провоцирует в первую очередь развитие рака легких и кожи. Кроме того, он способен сделать человека бесплодным.

Кадмий – яд, способный накапливаться в организме. Поражает нервную систему, печень и почки. Хроническое отравление им приводит к анемии и разрушению костей.

Кротоновый альдегид – токсичное вещество, входящее в список особо опасных веществ. Нарушает работу иммунной системы и может вызвать изменения в ДНК.

Нафтиламинов целых два вида — альфа и бета. Первый – составляющая гербицидов, второй – просто сильный канцероген, вызывающий рак мочевого пузыря.

Никотин не оказывает канцерогенного эффекта. Но зато он вызывает скорое и сильное привыкание. Действует на нервную систему очень быстро – в течение 15 секунд после вдыхания попадает в головной мозг.

Оксид четырехвалентного азота – очень токсичный газ, один из составляющих смога и причина кислотных дождей. Ученые винят это вещество в провоцировании развития нейродегенеративных заболеваний и астмы.

Пиридин - применяется в производстве средств от насекомых. У человека раздражает слизистые оболочки, вызывает головную боль и тошноту.

Свинец используется в производстве аккумуляторных батарей, краски и металлических сплавов. Очень токсичное вещество, способное накапливаться в костях и вызывать их разрушение. Особенно опасен для детей.

Синильная кислота- до сих пор применяется в США для казней. Так же ядовита, как и цианистый калий, который из нее и получают.

Смолы – это несколько химических веществ, вызывающих развитие раковых опухолей. Их, кстати, проще всего заметить. Если выпустить табачный дым изо рта через чистый носовой платок, на нем останется слабое темное пятно. Стоит учесть, что при этом 70 процентов смол осело в легких.

Стирол - используется при производстве пластмасс. Приводит к головной боли и считается причиной лейкемии.

Угарный газ – яд, который способен связываться с гемоглобином крови и препятствовать доставке кислорода к клеткам тела. В смертельных дозах его можно получить при пожаре, неисправности отопительных приборов или из выхлопного газа автомобилей.

В сигаретных дозировках это вещество действует угнетающе на мышечную и сердечно-сосудистую систему, вызывает усталость, сонливость, слабость и головокружение. Особенно токсичен угарный газ для детей во время внутриутробного развития.

Фенол – токсичное вещество, вызывающее нарушение работы нервной и сердечно-сосудистой системы. Используется для производства фанеры и других строительных материалов.

Формальдегид – это токсичное и канцерогенное вещество. Его водный раствор используют для консервации трупов и анатомических препаратов, а также для дубления кожи. По совместительству – сильный канцероген.

Хром применяется в качестве защитного слоя для металла и в некоторых сплавах. Сильный канцероген, вызывающий рак легких. Причем в группу риска отравления хромом попадают в первую очередь сварщики и курильщики.

Зависимость, в отличие от привычки, относится уже к разряду медицинских проблем, для решения которых недостаточно просто силы воли. В международной классификации это заболевание относится к области психических расстройств и расстройств поведения. В таких случаях требуется помощь специалиста — психолога и психиатра.

Виды зависимости от никотина:

  • социальная;
  • психическая;
  • физическая.

Социальная зависимость.

Для подростка очень важны друзья и компания. Ему важно быть принятым. Поэтому если сверстники курят или занимаются чем-то, возможно, даже противоправным, то ради вхождения в коллектив подросток может поддаться негативному влиянию и проявить зависимое поведение. Таким образом формируется социальная зависимость — нахождение в среде употребляющих и принятие их стиля поведения и отношения к КУРЕНИЮ.

Психическая зависимость.

При психической зависимости формируется центр удовольствия, особенно у тех, кто испытал кайф. Если говорить о профилактике, то важно, чтобы у подростка была возможность попробовать разные виды деятельности (искусство, спорт, хобби и т. п.), от которых можно получать удовольствие и удовлетворение.

Физическая зависимость.

В случае физической зависимости весь организм страдает от отсутствия требуемого вещества. Она проявляется абстинентным синдромом.

На занятиях с психологом многие дети вспоминают своих родственников с признаками этого синдрома. Например, у папы нет сигарет рядом, а ему хочется курить, тогда он становится более нервным, более раздражительным. Э

Зачем это нужно подросткам?

В подростковом возрасте перед молодыми людьми стоит много задач, и каждый из них ищет свои пути решения.

  • Желание выделиться и обрести самостоятельность.
  • Необходимость влиться в компанию и быть принятым друзьями.
  • Потребность найти пути реализации и достижения цели.
  • Желание обрести способность брать на себя ответственность.

Эти основные особенности подросткового возраста могут служить факторами, ведущими к рискованному поведению, к тому, что подросток пробует употреблять те или иные вещества.

Важно понимать, что подростковый возраст — это кризисный период. Перестройка происходит и на физиологическом уровне, и на психологическом.

У подростков можно заметить неустойчивое непродолжительное внимание, ухудшение понимания предлагаемой информации, снижение усвоения материала, замедленную реакцию, повышенную эмоциональность, обидчивость, ранимость, демонстрацию чувства одиночества. При этом подростку важно выделяться, сопротивляться.

Сопротивление может проявляться нарушением правил и даже привести к конфликтам с законом.

В этом противоречивом периоде у подростка есть потребность быть услышанным, быть не одиноким.

Он очень болезненно реагирует на потерю авторитета в своей группе, и это, конечно, вызывает сильные переживания, что так или иначе может подтолкнуть его к употреблению никотинсодержащей продукции и других веществ.

Причины употребления

  1. Подражание взрослым в близком окружении, особенно если это человек авторитетный: «Папа курит, я его уважаю, для меня он достаточно авторитетный, поэтому и я курю, потому что очень хочется быть похожим на папу».

В целях профилактики важно открыто говорить с подростком. Если есть возможность, хорошо, чтобы папа искренне рассказал про свой путь. Зачастую с возрастом хочется избавиться от этой зависимости, но не всегда уже есть возможность, и многие пробуют, но опять начинают. Тут важно открыто разговаривать с детьми, с подростками и говорить о том, что да, начали, хотели бы бросить, но уже не получается.

Также возможен еще разговор о том, что при уважении к папе можно подражать не только курению, а каким-то другим чертам авторитетного человека. Например, папа всегда держит слово, выполняет обещания и т. п.

  1. Желание казаться взрослым. В этом случае можно поговорить с ребенком о том, что взрослость проявляется совсем в другом — в ответственности и обязанностях, а не только в правах.
  2. Подражание компании и друзьям и нежелание быть белой вороной. В этом случае также важно обсуждать проблему с ребенком. Хорошо, если получится донести ему мысль о том, что, в принципе, компанию можно и поменять, что не обязательно оставаться в одной компании на всю жизнь. Можно попробовать заронить подростку идею о том, чтобы найти компанию, в которой есть более значимые ценности.
  3. Желание испытать новые ощущения. В этом случае важно учить ребенка критично относиться к любой информации, анализировать, выделять плюсы и минусы. Необходимо развивать критическое мышление.
  4. Доступность. Законы об ограничении продажи тех или иных товаров принимаются, но достать их бывает достаточно легко. Родителям следует учить ребенка делать правильный выбор в жизни.
  5. Навязанный положительный пример употребления ПАВ. Это касается новых курительных средств, производители которых в рекламных целях заявляют об их якобы безвредности и предлагают их в качестве борьбы со стрессом. В данной ситуации многое зависит от того, как в семье борются со стрессом, ведь подростки часто подражают родителям. Необходимо, чтобы способы снятия стресса были разными — через спорт, искусство и т. п.

По данным ВОЗ, в России курит около 30% детей, не достигших совершеннолетия, а на момент студенчества число курильщиков увеличивается до 60%. Это связывают с тем, что появляются новые курительные средства, которые позиционируются как более безопасные для здоровья. К сожалению, подростки этому верят.

Кроме того, употребление новых средств становится привлекательным приверженностью к одной группе, в которой есть свой сленг, обычаи, привычки и т. д.

Что делать родителям

Важно научить ребенка говорить нет, делать собственный выбор, ориентироваться на свои ценности, а не на большинство.

Как избежать настойчивого предложения закурить с ребятами? Один из таких способов — сказать, что аллергия. При отказе важно, чтобы у ребенка была своя внутренняя позиция.

Необходимо создать благоприятный климат в семье, поддерживать хорошие доверительные отношения, чтобы подросток обращался к своим родителям.

Важный момент: в разговорах про употребление никотина и последствия курения нужно давать правдивую информацию. Не пугать выдуманными историями, а предоставлять подростку достоверные источники. Это не должна быть ложная устрашающая информация, иначе ребенок перестанет доверять взрослому.

В таких разговорах должна присутствовать достаточно доброжелательная и доверительная атмосфера. Детям необходимы такие разговоры, но не в назидательном ключе, а на равных.

Используйте сами и познакомьте своих детей с различными стратегиями по противостоянию стрессу. Старайтесь знать побольше о друзьях своего ребенка и по мере возможности поддерживать с ними контакт.

Как проводить беседу с подростком, после того как вы узнали, что он курит? Важно подготовить мысленный план разговора и обсудить его с кем-то из близких. При таком разговоре нужно выяснить мотив, которым руководствовался ребенок. Затем следует обсудить последствия. Закончить разговор лучше на позитивной ноте, обещать подростку всяческую поддержку и помощь.